Березовый сувель

 

Сувениры

 



Заготовка, сушка, обработка березового сувеля

 

Текстура

 

 

Материал, который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

СувельФото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый - золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Перламутр березыФото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется "Перламутром", оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Перламутр на сувелиФото 3. Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2, это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Бруски из сувели

Бруски для ножейФото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Пример заготовкиФото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Бруски для ножаФото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Пример брускаФото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Нож с ручкой из сувелиФото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Материал использован с http://www.zadi.ru

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

 

 

Заготовка

 

Сувель встречается довольно часто. Причина его образования еще не изучена. Есть только предположения. Это и механические повреждения или поражение грибком. Не так все просто. Встретить его можно на любой местности то на песчано-каменных грядах, порой на болотах. А иногда по таким же подобным лесам не встретишь на один-два километра пути ни одной. Чем хуже условия для роста березы (болото, короткие холодное лето), тем медленней береза растет. Годовые кольца уже и древесина в итоге будет плотнее и прочнее.

Часто попадаются гнилые. Они отмирает. Дерево как будто бы избавляется от сувели. Если повредить сувель на березе (отпилить 1/4), то наверняка отомрет вся сувель.

Если сувель высоко – не возьмешь без лестницы. Или наоборот низко у корня, но такая большая, что надо пилить все дерево.
По внешнему виду сувели трудно определить ее внутреннюю красоту. Но, конечно, чем корявее, извилистее ее внешний вид тем красивей ее текстура. С гладкой корой, подобной стволу (например фото 1), такой же гладкий и однородный. Без особого перламутра.

Как спилить сувельФото 11. Без лестницы не обойдешься

Древесина у сувели твердая, цепи тупятся с одного большого нароста. Вторую сувель пила просто мылит. Без хорошей заточки спилить будет тяжело.

Приведу свою статистику по березовому сувелю.

Процентов 40 не имеют четко выраженной текстуры. Но несомненно выигрывают по твердости и прочности над обычной древесиной.
40 процентов имеют мраморные разливы различных оттенков или небольшие лучики перламутра.

Фото сувелиФото 14. Поверхность извилистая. По спилу можно увидеть, что текстура очень красивая.


Около 10-20 процентов оказываются очень хороши. И перламутр и мрамор вместе. Такие находки лучше капа и карельской березы! Но к сожаленью, такие сувели редко встречаются. Если сувель корявая, то выпилить из него большой объем крайне тяжело. Не знаешь где наткнешься на полость – кору, внутренний изгиб.
Поэтому вы сами можете судить, какй дорогой получается метериал – сувель и кап березы.

Березовый наростФото 12. Кора толстая, темно бурая

 

Березовая сувельФото 13. Сувель небольшой. Извилин нет. Но текстура неплохая. Мраморная.

 

 

Сушка

 

Много зависит от того, как будет использоваться сувель в дальнейшем.

Волокна в сувели сильно переплетены. При сушке неизбежно будут возникать напряжения, которые приведут к расколу и трещинам.

Как этого избежать? Необходимо замедлить процесс сушки. Так чтобы внутренние слои высыхали ровно вместе с внешними. Для этого можно закрасить спил краской, олифой и тд... Сушка будет происходить через кору. Можно засыпать влажными опилками. Ни в коем случае не заносить сушиться свеже спиленную сувель в сухое помещение, держать на солнце.

Так как сушиться в таких условиях будет долго (не меньше полугода), то можно проварить в крутом рассоле 2-3 часа. Или замочить на неделю. Меньше шансов, что сувель загниет, почернеет, покроется плесенью. Про отваривание в рассоле написано много. Не буду на этом останавливаться. Не нашел никаких веских доводов для такой процедуры кроме как для защиты от плесени. Поэтому не использую такой метод.

Через полгода-год (у кого сколько времени) можно досушить в помещении.

Целиком я не сушу. Отпиливаю сразу на нужные заготовки с запасом 1-2 см. Вырезаю все лишнее, что бы снять внутреннее напряжение, если оно возникнет.
Заготовки сохнут при 10-15 градусах в тени 2-3 месяца. Затем довожу размеры к моему значению (шлифовка, пиление). Убираю в помещение.
В течении года заготовки сильно ведет, но больших трещин не бывает.

 

 

Обработка

 

Самый простой вариант изготовление из сувели посуды, такой как ее задумала сама природа. В этом случае мы снимем кору, выбираем полости пока сувель сырая и не дала трещин. Можно сделать дрелью отверстия в объеме который будет удален и оставить на сушку. В сыром виде заготовка легче режется. Срезы делаем вдоль волокон. Оставляем сушиться на пол года. Далее делаем окончательную доработку.

Так как срезы идут вдоль волокон, то текстура не сильно выделяется. Но посуда получается очень прочной.

 

Ковш (вид сверху) Ковш (вид снизу)Фото 14. Кора снята. Полость выбрана стамеской

ТарелкаФото 15
После сушки можно доработать напильником.
Трещин не бывает.

 

 

Кукса

 

Кукса - традиционная финская кружка. Настоящие куксы делаются вручную из капа, сувели. За дырочки в ручке ее привязывают к поясу.
Из настоящей куксы можно пить горячий чай, она прочная и долговечная. После употребления куксу только споласкивают чистой водой, потому что мытье с мылом по лапландским поверьям уносит счастье.

 

КуксаКружка ручной работы, не обжигает руки, и не обмораживает
в сильный мороз, лёгкая, не звонкая, постоянно пахнет и будет пахнуть древесиной.
Куксу необходимо обязательно обмыть горячим напитком или просто кипятком,
просто заполнив её горячей водой на 10-20 минут, после этого её можно смело
применять по назначению.

На видео можно посмотреть процесс изготовления куксы.

Подробное обсуждение изготовления, инструментах ЗДЕСЬ еще Инструмент для резьбы по дереву

Изготовление куксы (видео)Видео 1

Изготовление куксы (видео)Видео 2

 

 

 

Резьба по сувели

 

 

Резьба по сувели, которая раньше была весьма популярна, в наши дни почти забыта. Виктор Суднов восстановил старорусские традиции. Свой собственный стиль мастер называет ВИКСУ www.viksu.ru

Резьба по сувелиВидео 3
На смартфоне может зависнуть!!!!