Резьба по дереву

 



В учебнике рассматриваются вопросы развития искусства резьбы по дереву, классификации основных видов резьбы, использования материалов, режущего и механизированного инструмента, оборудования и отделочных материалов. Подробно разобраны и иллюстрированы основные правила и приемы резьбы по дереву, а также механизация процессов резьбы. Впервые рассматриваются вопросы имитации резьбы — изготовления художественных деталей и изделий скульптурных форм из полимерных материалов.


 

Вступительная

 

Дремучими необозримыми лесами славилась русская земля. Как верный друг лес повсюду сопутствовал человеку: защищал, кормил, согревал, одевал и обувал его.
От колыбели до могилы, в радости и горе человек не разлучался с лесом. Все хозяйство было из дерева: сохи, сани, телеги, хомуты, дуги, прялки, веретена, ткацкие станки, миски, ложки, сундуки, гусли, бандуры, иконы и др. Лес был не только колыбелью промыслов по изготовлению изделий из древесины. Красота лесной глуши и лесного приволья первоначально нашла воплощение в фантастических художественных образах, порожденных мифологическими и религиозными представлениями. Сам лес наталкивал человека на различные приемы резной работы. Чтобы путнику в лесу не сбиться с пути, затесы на деревьях указывали ему дорогу, ими же обозначалась принадлежность угодий хозяину. Особыми знаками отмечались пасеки и другие хозяйства. Постепенно выработалась целая система идеографических изображений (бортных знаков), своеобразных прообразов геральдических знаков, которые представляли собой комбинацию нескольких основных элементов с определенным символическим значением. Обычай идеографического письма зарубками, чертами и зарезками на древесине был известен еще до христианства.

Трудно сказать, воспроизводили ли бортные знаки отдельные фрагменты уже установившихся ранее элементов резных украшений или же, наоборот, сами послужили исходными мотивами к созданию резного узора, повторяемого ритмично, в определенном порядке.
Можно предположить, что возникновение орнамента лежит в экономическом подходе хозяина-собственника, его стремлении отметить свою собственность знаком «мое», и эта метка, повторяемая многократно, таким образом создавала первоначальный узор. Выполнение мотивов требовало четкой, легко запоминаемой комбинации линий — это и легло в основу резьбы по дереву, а время подсказало элементы и ритм резного узора.

За многовековое существование резьбы сменялась и техника ее исполнения. Вначале это были элементарные порезки (ими пользовались как метками). Из элементов порезок (бортных знаков) создавались комбинации «рисунков», они и легли в основу резьбы зарубками (рис. 1). Мотивы этой резьбы можно встретить у всех народов в начальном периоде развития народного искусства (в Швеции, Норвегии, Тироле, Швейцарии и других странах). Так родилась сначала более примитивная резьба с незначительно углубленным контуром — гравирование, а затем уже плосковыемчатая резьба.

Древняя резьба по дереву
Рис. 1. Резьба периода зарождения:
охотничьи знаки на зарубках . Северный Урал. Западная Сибирь.
Собраны студентом МВХПУ А. Моисеевым

Гравированные рисунки встречаются на предметах доисторического периода. Уже в V веке до нашей эры гравирование достигло большого совершенства. Иногда нанесенный гравированием рисунок подчеркивался втиранием в углубления красящих веществ.

Гравирование геометрических рисунков характерно для востока, на западе изображали людей, растения, птиц, животных, иногда мотивы заимствовали с тканей восточного происхождения.
Из гравирования развилась углубленная плосковыемчатая резьба. Она имела несложные узоры, образуемые путем пересечения прямых и кривых линий и сочетания различных геометрических фигур. Эту резьбу иногда называют геометрической, но такое название, скорее, характерно для шведской или норвежской резьбы и мало соответствует русским плосковыемчатым порезкам (рис. 2).


Фото плосковыемчатой резьбыНемецкая резьба по деревуРусская резьба по дереву
Рис. 2. Плосковыемчатая геометрическая резьба: А — русская , Б — немецкая

Для русской резьбы характерно то, что она выполнялась «на глаз», в ней нет геометрической точности, отличающей резьбу западных народов. Отсутствие в резьбе геометричности и строгой симметрии возмещалось чувством равновесия в композиции резного рисунка, живописностью и эстетическими возможностями мастера-художника.

Резьба скандинавская— геометрическая и плосковыемчатая; резьба русская, если даже имеет общий мотив орнамента геометрического характера, различна не только по точности вырезки, но и по своей трактовке и подходу к выполняемому узору.
В шведской и норвежской резьбе больше ощущается динамика, которая создается изображением углов, пересекающихся линий. В русской резьбе больше спокойствия, ясности, устойчивости. Кроме того, скандинавская резьба значительно раньше перешла к следующему этапу развития — к сквозной объемно-рельефной технике. Это объясняется ранними интенсивным общением скандинавских стран с западноевропейской культурой и использованием уже в этот период специального резчицкого инструмента. Плосковыемчатая резьба развивалась и нашла широкое применение в украшении архитектурных деталей крестьянских жилищ. Она использовалась и для украшения предметов домашнего обихода и внутреннего убранства.

На мелких предметах элементы резьбы уменьшались. Навыки плосковыемчатой резьбы глубоко вошли в жизнь и быт народа.
С началом торговых отношений на мастеров резчиков XI—XIII веков большое влияние оказала культура Византии и Востока, где процветала резьба по дереву, камню, металлу и слоновой кости.

Кораном запрещалось представлять в восточной живописи и ваянии людей и животных. Рисунки декора строились в основном на геометрических и растительных элементах. Из низких рельефов византийского и восточного узоров русская плосковыемчатая резьба заимствовала новые, более сложные приемы композиции, связывающие отдельные элементы орнамента в одно художественное целое.
В XIV веке, с усилением западноевропейского влияния, русские мастера восприняли более усовершенствованные технические навыки резьбы специализированным резчицким инструментом.

Древняя резьба по дереву

Древняя резьба по дереву

Древняя резьба по дереву Рис. 3. Крестьянская - «фряжская» резьба в деревянном зодчестве: А-деталь ворот XVII в. Фрагмент. Б-деталь наличников XVII в. Поволжье

Искусные руки, богатство творческой фантазии самородков-художников превращали предметы быта, орудия труда, архитектурные детали деревянного зодчества в произведения искусства. Резьба начинает тяготеть к более рельефным, выпуклым формам, меняются приемы ее исполнения. На смену резьбе плосковыемчатой приходит резьба рельефная «фряжская резь» (рис. 3).

Рельефная резьба характеризуется значительным углублением фона — округлением элементов узора, выступающих над фоном- В тематике начинает преобладать сюжетное изображение над орнаментом, в рисунок резьбы вводятся человеческие фигуры, фантастические животные, птицы, травы. Выразительным примером рельефной резьбы («фряжской рези») может служить работа В. Д. Ермолина «Георгий Победоносец» 1462—1472 годов.

До XVI века русское резное мастерство не имело единого центра. В городах, монастырях, селах изделия из древесины в изобилии украшало резчицкое искусство талантливых мастеров, имеющих свои характерные отличительные черты в различных районах страны.
Столица Московского государства — Москва выступила в качестве объединяющего центра. Началось большое строительство, укреплялись Кремль, монастыри, дворцы.
Мастеров различных специальностей собирали в Москву, в том числе и резчиков по дереву, Лучшие мастера становились дворцовыми ремесленниками, их объединяла московская Оружейная палата, со всеми входящими в ее состав отделениями и мастерскими. Помещалась она в Кремле.

Основание Оружейной палаты, этой своеобразной художественно-промышленной академии Московской Руси, относится к началу XVI века. Просуществовала она до 1711 года, после чего была переведена в новую столицу.
«Палата резных и столярных дел», объединяющая резчиков по дереву, столяров, токарей, составляла часть Оружейной палаты. Рядом находился «иконописный терем». Иконописцы всегда были к услугам мастеров-резчиков, создавая «знаменя » узоры для воплощения их на изделиях из древесины.

Среди дошедших до нас памятников резьбы имеются и произведения XVI века, но большая их часть не знает авторства, неизвестно, чья искусная рука выполнила неповторимые узоры.

Пример резьбы периода барокко Рис. 4. Резьба по дереву периода барокко. XVII в. Фрагмент резьбы на спинке кресла

Время донесло до нас имена и работы немногих мастеров того времени: Василия Дмитриевича Ермолина и его работы крупного декоративного характера, инока Амвросия, известного своей мелкой резьбой. Из мастеров-резчиков Оружейной палаты выделялся старец Ипполит, славившийся резными работами еще в Белоруссии; он имел талантливых учеников: Е. Антипьева, Л. Юрьева, Д. Григорьева.

Развитие связей с Европой, работа в Оружейной палате мастеров-иноземцев усилили влияние Запада. В преобладающую тогда городскую резьбу, с небольшим восточным оттенком, постепенно входили выпуклость и высокий рельеф.

Для придания большей выразительности рельефу частично или полностью удаляли фон, резьба становилась высокой, сквозной. Нередко детали узора вырезали из отдельных кусков древесины и в готовом виде укрепляли к фону или предмету.

В отличие от западной резьба в Москве приобретала более сочный, выразительный характер, хотя постепенно удалялась от узорчатых порезок, покрывающих поверхность деталей и изделий. Возникла скульптурная резьба, частично или полностью отделенная от плоскости, называемая «флемской резью». Ее появление в России характерно для первой половины XVII века»

В этот период на Западе, начиная с литовского рубежа, господствовали формы барокко (рис. 4). Через Украину, после воссоединения ее с Россией, из Польши этот стиль проникал на Русь. В Оружейную палату усилился приток иноземцев, вносивших в резьбу формы немецко-польского барокко. Но окружающая своеобразная обстановка московского быта, с еще жившими следами многовекового восточного влияния, постепенно вытеснила эти формы. В работах выходцев из-за рубежа появилось своеобразное обогащение высокой скульптурной резьбы, чего не было ни в Польше, ни в Литве. Новые приемы превращали древесину в сквозной узор.

В руках русских мастеров-резчиков мотивы барокко (рис. 4) подвергались значительной переработке, приобрели неожиданно своеобразные формы и только отдаленно напоминали свое западное происхождение. Мелкие детали резьбы, занимавшие второстепенное значение в композиции, усиливаются и выдвигаются на первое место. Формы рамок исчезают под массой убранства. Завиткам придают гребневидные наросты, добавляют украшения из бус. Орнаментальные завитки и листья получают бурное развитие и заполняют фон. Резьба становится неожиданно богатой, полной движения. Ярким примером виртуозности резчиков этого периода являются царские врата церкви Николы Мокрого в Ярославле (рис. 5).

Деревянные резные ворота Мокрого Рис. 5. Флемская резьба. XVII в. Царские врата церкви Николы Мокрого в Ярославле

Мотивами скульптурной резьбы служили привозимые из-за границы печатные иллюстрации из книг, исполненные в духе немецкого барокко. Имели влияние рисунки из церковных книг. Рисунки копировали в разных материалах: дереве, камне, металле, кости. Направленное по новому руслу, искусство резьбы по дереву создало прекрасные произведения. Этому пример — отделка парадных залов и придворных церквей Петергофа, Ораниенбаума, царских дворцов, церковных иконостасов. Хотя гражданских памятников этого периода осталось немного, зато в убранстве церквей русская резьба отразилась значительно полнее и, хорошо сохранившаяся, дошла до наших дней.

Русские резчики показали, что они могут искусно воспроизводить в резьбе по дереву скульптурные композиции крупного рельефа, не останавливаясь перед любыми техническими трудностями.

Одновременно с произведениями в стиле барокко, в котором продолжали творить русские резчики, в столицу из Франции проникает влияние стиля рококо.
В резных украшениях не остается прямых линий — все волнуется, струится. Сильные повороты и изгибы крупных архитектурных шаблонов украшаются набегающими линиями фантастических орнаментов и раковин, перевитых цветами.
Русские резчики создают чудеса деревянной скульптуры. Кресло Елизаветы Петровны, исполненное в стиле рококо, представляет собой образец виртуозности резьбы по дереву. XVIII век был веком скульптуры из дерева (рис. 6).

Кресло Елизаветы Петровны Рис. 6. Резьба по дереву периода рококо. Кресло Елизаветы Петровны

Необычная пышность запутанных композиций сменилась более стройными формами, заимствованными из стиля Людовика XVI. Этот период характерен тонкими резными рамками, представляющими собой гирлянды лавровых листьев, перевитых лентами. Среди других деталей преобладает овальная форма — как бы обвисшие венки, выступают между колонн доски невысокого рельефа, висящие фестонами тонкие драпировки с кистями и бахромой и другие украшения, столь обычные на памятниках архитектуры этого времени. Стиль Людовика XVI оказал влияние на резное искусство русской классики последней четверти XVIII века.
Уже со второй половины XVIII века резьба становится сдержаннее, суше и к началу XIX века застывает в строгом классицизме. В ее характере чувствуется стремление к греческому идеалу, скульптурной четкости форм, пластичности, завершенности рисунка, уравновешенности композиций — стремление к простоте.

Исчезают пышные формы барокко. В украшении изделия используют красоту натуральной древесины красного дерева, карельской березы, применяя прозрачные виды отделки. Резьбы остается мало. Произведения этого периода надолго остались в русском искусстве и перешли в более поздние времена (рис. 7). Однако через десятилетие вновь возвращаются формы барокко, резное дерево опять отделывают под металл.

Резьба периода классицизма Рис. 7. Резьба по дереву в период классицизма. Фрагмент резьбы на кресле

Мебель украшают разными гирляндами цветов, скульптурными изображениями сфинксов, масок, львиных лап. В центре пересечения проножек обычно помещают скульптурные изображения лир, ваз, корзин с цветами и др.

Со временем мотивы резьбы грубеют и к 40-м годам XIX века расплываются в приплюснутых порезках, изображающих завитки аканта, лавровые венки и др. Не остается античных форм, служивших прототипами резьбы периода классицизма.
Вторая половина XIX века характерна большими вкладами русской буржуазии в строительство доходных домов. Строгая форма резьбы уступает упрощенным приемам, порождая безвкусную стилизацию, смешение форм, эклектизм.

Город подсказывал новые упрощенные приемы украшения жилищ. Полускульптурные формы богатой русской резьбы в деревянном зодчестве сменяет пропиловка. Пропильные узоры по своему характеру плохо увязывались с общей конструкцией построек; они выглядели жидкими, надуманными. В их орнаментах, заимствованных вначале с вышитых полотенец и рушников, совершенно отсутствовала лепка. Рисунок переводили с шаблонов, выполненных при помощи лекал. Мотивы пропильных узоров в основном были заимствованы со случайных картинок, попавших в деревню.

По рисунку выкружной пилой выпиливали из тонких досок узоры. Детальную доработку выполняли коловоротом, зачистку — рубанком. После столярной отделки узор набивали на филенки створок, узкие пилястры и столбы, обшитые тесом. Многовековое резное народное искусство не послужило примером для развития пропильной резьбы.
Однако благодаря легкости исполнения пропильные украшения за короткий промежуток времени широко распространились. Они не требовали ни опыта мастера-резчика, ни художественного вкуса, ни сложного набора резчицких инструментов.
Новый этап развития резьбы по дереву наступает в советское время в народном искусстве.
Длительная художественная эволюция народного творчества, передаваемая из поколения в поколение, постоянно исследуется, изучается и популяризуется.
Произведения искусных мастеров бережно коллекционируются и сохраняются в музеях.
Возрождаются народные промыслы, возникают новые центры художественной резьбы, развиваются лучшие национальные традиции народного творчества. Организованно готовятся кадры мастеров высокой квалификации.

В настоящее время резьба по дереву находит применение в отделке парадных и выставочных интерьеров, архитектурных деталей, уникальной мебели.
Приемы резьбы широко используются в отделке художественных изделий, сувениров и игрушки народными промыслами и промышленностью, изготавливающей художественные изделия.