В.Вишневская - Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии

 

Книга о деревянных изделиях Карелии

Содержание:



Дерево основной материал для изготовления бытовых
предметов в Карелии. От поколения к поколению передавались приемы его художественной
обработки. Изделия из дерева мастеров Карелии отличались пластичностью формы,
гармоничностью пропорций, органичным сочетанием утилитарных качеств и художественных
достоинств. При их создании применялись глубоко традиционные
приемы резьбы по дереву и декоративной росписи, характерные для творчества
карельских и русских мастеров.
В альбоме представлены разнообразные изделия народного быта, являющиеся
одновременно и произведениями высокого художественного мастерства,— праздничные
обрядовые прялки, вальки, рубеля, обрядовые ковши и предметы будничного
обихода.
Особый раздел посвящен возрождению традиций художественной обработки дерева
на предприятии «Карельские сувениры» (г. Петрозаводск, показу произведений,
созданных современными мастерами.
Читатели познакомятся с произведениями прикладного творчества, принадлежащими
музею народного искусства (Москва), музеям Петрозаводска, Кижей, Олонца,
Пудожа, Медвежьегорска, находящимися в личных коллекциях, а также собранными
сотрудниками московского Научно-исследовательского института художественной про-,
мышленности во время экспедиционных работ в Карелии.

 

Прикладное бытовое искусство Карелии

 

 

В Карелии издавна жили умелые мастера, владевшие искусством резьбы и росписи по дереву. С их творчеством нас знакомят резное узорочье, украсившее дома, расписные шкафчики и прялки, фигурные солонки и ковши и многие другие предметы, способные радовать богатством декоративного ритма, пластикой линий, гармонией цвета. Авторами этих произведений были резчики и живописцы, принадлежавшие к числу исконного коренного населения — карел, а также русские мастера — потомки переселенцев из Новгорода Великого.

Карельская природаПоэтична и самобытна природа Карелии.

Как и другие виды народного прикладного декоративного творчества, резьба и роспись по дереву сохранили в Карелии два самостоятельных направления — русское и карельское — и вместе с тем развивались в близком взаимодействии, обогащали друг друга, составляя плодотворный сплав художественных традиций. Появление на территории Карелии таких уникальных художественных достижений как архитектурный ансамбль на острове Кижи и других выдающихся памятников деревянного зодчества, произведений резьбы и росписи по дереву, вышивки, ткачества — результат этого благотворного сплава.

Еще в прошлом столетии культурные богатства Карелии привлекли к себе внимание фольклористов, записавших на ее территории произведения карельского и русского былинного эпоса. Публикация памятников фольклора Карелии и посвященных ему исследований способствовала его мировой известности. Не меньшее значение имело и открытие Карелии как края уникального народного деревянного зодчества. Дальнейшее проникновение в художественный мир Карелии позволило раскрыть его значение как сокровищницы произведений древней живописи, получивших известность под наименованием «северных писем». Благодаря работе исследователей и реставраторов мы смогли познакомиться с весьма своеобразным искусством иконописи, развивавшимся в среде крестьянских живописцев русских и карельских селений,— искусством, сохранившим связь с традициями Новгорода и вместе с тем впитавшим в себя живительные силы местного народного творчества.
Не менее богато достижениями и прикладное бытовое искусство Карелии. Оно раскрывает новые грани одаренности ее населения, связанные с искусством создания народной бытовой вещи. Однако в этой области наши знания еще весьма ограничены. Произведения народного прикладного творчества долгое время рассматривались только как явление материальной культуры. Лишь в советские годы благодаря активной исследовательской деятельности В. А. Воронова, А. И. Некрасова, Н. А. Щекотова, А. В. Бакушинского, А. Б. Салтыкова и В. М. Василенко — основоположников современной науки о народном декоративном искусстве — изучение этой весьма специфической сферы художественного творчества стало полноправной областью искусствознания. Эта работа особенно широко развернулась в последние десятилетия в Карелии. Организуются специальные экспедиционные выезды в различные районы республики карельских специалистов-этнографов и историков искусства. В этой работе принимают участие представители научных учреждений и музеев Ленинграда и Москвы.
Подлинными патриотами народного прикладного искусства Карелии проявили себя представители старшего и среднего поколений исследователей: В. М. Агапов, И. М. Мулло, Н. Г. Прилукин, А. Т. Беляев, А. Ф. Кораблев, В. П. Ершов, А. Д. Рылеева, Н. М. Казавина, В. А. Скворцов, Л. Н. Белоголова и другие, с деятельностью которых связано создание основного фонда коллекции прикладного искусства, принадлежащих музеям Карелии. Большую научную ценность имеет и работа А. П. Косменко, Б. А. и В. А. Гущиных, В. В. Ман-Чи, Д. В. Богданова, В. Г. Платонова, С. П. Сергеева, Л. И. Капуста и других специалистов.

В 1977 году вышел в свет альбом «Карельское народное искусство» — первое специальное издание в этой области. Его автор А. П. Косменко уделила основное внимание изделиям  текстильной группы: вышивке, узорному ткачеству и вязанию, но в альбоме приводятся и некоторые материалы из области обработки дерева и металла. Резьбе и росписи по дереву А. П. Косменко посвятила также ряд специальных статей.

Рама киотаРезная рама от киота из деревни Великая Нива Медвежьегорского района. XIX а.

Подготовленный нами альбом — продолжение начатых в этой области публикаций. Его появление связано с многолетней работой московского Научно-исследовательского института художественной промышленности в области изучения народного декоративного искусства Карелии и восстановления ее традиционных народных художественных промыслов. Эта работа потребовала экспедиционных выездов в различные районы Карелии, проводившихся под руководством автора данного альбома, сбора вещественных материалов и сведений о местных очагах народного декоративного творчества, фиксации памятников в местах их бытования и находящихся в коллекциях музеев Москвы, Ленинграда, Петрозаводска и периферии. Мы считали важным опубликовать в альбоме произведения, принадлежащие коллекциям различных музеев. Это позволяет ярче показать богатства традиционного народного искусства Карелии, раскрыть его своеобразную поэтическую красоту и познакомить с особенностями художественного творчества мастеров различных районов.
В альбоме представлены и произведения современных мастеров, работающих в Петрозаводске на экспериментальном комбинате «Карельские сувениры». Коллективом этого комбината начата большая и серьезная работа по возрождению и развитию традиций народных художественных промыслов.

Резной балкончик деревянного карельского домаРезное ажурное убранство балкончика дома Сергина из деревни Мунозеро Кондопожского района. Конец XIX в. Музей-заповедник «Кижи».

 

Лесные богатства Карелии позволяли широко использовать дерево для строительства жилища, культовых сооружений и изготовления разнообразных бытовых предметов. Развитию художественной обработки дерева здесь способствовало произрастание драгоценных пород карельской и волнистой березы, работа с которыми воспитывала стремление к совершенству пластической формы деревянных изделий, учила пониманию красоты природного узора древесных волокон.

Лес был и органической частью той природной среды, которая эстетически воспитывала мастеров. Население Карелии находилось в постоянном общении с природой, видело голубые просторы озер, реки и бурные водопады, цветущие луга, обрамленные синеющими лесными далями, ущелья с обрывистыми берегами, уходило на промыслы в таинственные заросли тайги. Развитию природной склонности жителей Карелии к пластическому творчеству могло способствовать и богатство впечатлений, связанных с характером рельефа земли. Среди лесов здесь возвышаются горные кряжи; спускавшиеся с севера ледники оставили множество разнообразных по размерам и формам валунов; деревья, произрастающие на каменистой почве, нередко отличаются причудливыми и разнообразными очертаниями стволов и корней. Этот необычный суровый мир природы сказочно красив. Он способен духовно обогащать человека и содействовать воспитанию в среде местного населения талантливых художников.

Образы природы способствовали формированию поэтического языка народного декоративного творчества и утверждению своеобразных «эталонов красоты», которыми становились диск солнца, пластические формы птицы, очертания ели, свежесть распускающегося цветка. Мир природы являлся по существу и миром человека, в котором он ощущал себя как бы маленькой частицей. Эти представления стали основой «космогонического» строя произведений народного декоративного искусства, в которых выражается идея причастности человека к большому и сложному миру земли и вселенной.

Резной балкончик деревянного карельского домаФрагменты резьбы, украшавшей крестьянские дома в Карелии.

Представления о жизни, ее вечности, о плодородии, благополучии, счастье раскрывались в образе «древа жизни», изображавшегося с плодами и цветами, а иногда и с корнями, уходящими в глубь земли. В образах цветов, распускающихся бутонов воплощалось свойственное еще поэтическому миру Древней Руси представление о земле как о цветущем саде. Раздумья о жизни, о судьбе человека и мироустройстве получили яркое отражение в разнообразных композициях северных прялок, где часто встречаются мотивы Солнца и небесных светил.

Деревянный амбар в КарелииАмбар из деревни Коккойла Пряжинского района. XIX в. Музей-заповедник «Кижи».

Постоянство сопоставления и сравнения явлений природы и жизни человека формировало свойственную народному художественному творчеству вечную параллель между солнечной красотой природы и человеческим счастьем. Все, что воспринималось в природе как проявление сил, дружественных человеку, и могло служить выражением свойственной ей целесообразности и гармонии, являлось постоянным источником красоты и вдохновения для мастеров народного прикладного искусства. Полезное воспринималось как прекрасное.

Деревянная посуда Утварь в интерьере крестьянской избы.